bread

КОЧЕВАЯ ЖИЗНЬ

Путешествия, автомобили, гаджеты и интересные факты...


Previous Entry Share Next Entry
red

Про сказочные зарплаты фотографов... :)

С некоторых пор пребываю, так сказать, в легкой прострации. Откуда растут ноги моего внезапного психического расстройства рассказывать не буду, но суть поясню. Все дело в том, что даже некоторые фотографы, так или иначе работающие в профессии, не представляют реальных доходов фотокорреспондентов, фотожурналистов и вообще нажимающих коллег представляя их где-то в районе 200 000 в месяц. Если постараться...



Мне сразу вспоминаются первые слова уважаемого мной Сергея Шахиджаняна на первом занятии со студентами Журфака МГУ: «Если вы хотите стать известными и богатыми, то вы выбрали совершенно неправильный факультет. Берите свои фотоаппараты и бегите из профессии пока не поздно». Жестко, но справедливо. А ведь выходит, что бытуют совершенно отличные мнения...

Откуда ноги растут понятно. Однажды я присутствовал на лекции одного свадебного фотографа, который отвечал на вопросы страждущих секретов конкурентов, недавно пришедших в профессию.
– Сеньор Фотограф, – вопрошали из зала, – а зачем вы так много «нажимаете», ведь ресурс затвора не вечен и надо его беречь?
– Воистину справедливо! – отвечал он. – Вопрос лишь в том, что за съемку я называю сумму, которая оправдывает стоимость моей камеры, соответственно, о затворе мне приходится думать уже гораздо меньше.

Я оказался на лекции волею случая и ожидал встречи со следующим докладчиком, моим преподавателем фотожурналистики в прошлом, поэтому вопросы свадебной фотографии волновали меня гораздо меньше, чем внимательное рассматривание зрителей в зале. О! Это было что-то, скажу я вам...

Вы не представляете, КАК загорелись глаза у некоторых из присутствующих, которые сейчас же представляли себя на следующей съемке, которая позволит за один раз сменить зеркалку начального класса на достойный Canon 1DX или Nikon D4 с соответствующим статусу крутого свадебного фотографа объективом.

Эти некоторые уже что-то писали в своих блокнотах и усердно фотографировали докладчика, видимо для того, чтобы использовать его лик в качестве оправдания разочарования, которое постигнет их при первой попытке назвать заказчику ту самую «волшебную» цифру, которая правильно оценит их труд: «Но он же может...».

Почему-то я сомневаюсь, что вот такое выступление было одно и этот уважаемый человек был первым кто выступил перед армией домохозяек и офисных служащих, которые возненавидели быт и планктонообразное состояние захотев в один миг романтики и приключений, при этом мечтая о признании не меньшем, чем господина Картье-Брессона ну, и не голодать, собственно, тоже.

При этом спроси у них, кто такие Павел Кривцов, Владислав Киврин, Владимир Вяткин, не говоря уже о более глубоком уходе в историю, они не ответят. В лучшем случае есть Брессон, потому что о нем все говорят; есть Родченко и его именем названа фотошкола и есть Уорхол... «ну это же должен знать любой современный фотограф. Это же прорыв!». А главное есть концептуальная фотография, которой можно прикрыть любой позор и выдать его за чистую монету.

Что-то я разошелся. Нет, я не ругаю тех, кто хочет сменить профессию или взял в руки фотоаппарат. Чем больше людей фотографирующих, тем сильнее конкуренция, а значит сильнее стимул идти вперед и соперничать. Да и просто для души снимать можно и нужно.

Фотография – великое изобретение человечества. Это волшебство, которое пленит, с тех самых юношеских бессонных ночей у фотоувеличителя и заканчивая сегодняшним днем когда просматриваешь съемку и пинаешь себя в зад: тут поленился, тут скосячил, а вот тут не доделал. « Уж в следующий раз обязательно...».

Друзья и коллеги прочитают ровно до этого абзаца. Кто-то посмеется, кто-то задумается, кто-то покивает головой. Дальше читать не будут потому, что там я расскажу, сколько реально зарабатывает фотожурналист и что надо сделать, чтобы заработать больше.

Они – коллеги, это знают на собственной шкуре, а вот некоторым начинающим стоит почитать и подумать, может оставить фотографию как хобби?! Ведь я когда-то тоже сидел в кабинете с неплохими перспективами в денежном эквиваленте. Но лично для меня и многих моих друзей лучше бежать на поезд, чтобы где-то там отснять заветные пару кадров под проливным дождем, чем ехать в дорогом костюме по московским пробкам домой, чтобы завтра все повторялось вновь и вновь. Так что менять деньги на романтику и довольно тяжелый труд, возможно, не у всех входит в планы, а соответственно, еще не поздно...

Итак, какова реальная зарплата фотографа?! Естественно, я не буду брать в пример мировой ТОП-100. Их позиции могут быть мечтой для начинающих, но добраться хотя бы поближе смогут не единицы, а единицы из тысяч единиц, если соотнести их с количеством фотографирующего народа.

Так вот, фотокорреспондент в небольшой газете получает 15-20 тысяч рублей в месяц. Не верите, сходите в отдел кадров вашей районной газеты. Я удивлюсь если там зарплаты выше этой суммы. При этом не всегда у фотокорра есть редакционная аппаратура!

Газеты и журналы покрупнее уже могут предложить фотику что-то в районе 30-40 тысяч рублей в месяц, но надо понимать, что и бегать придется гораздо больше и гораздо дальше. Здесь, чаще, фотоаппарат вам дадут и своя камера останется в запасе, но и попасть на работу будет сложнее.

В агентствах я не работал, так что назвать вам уровень окладов там не смогу. Думаю, что в комментариях коллеги раскроют эту великую тайну, но сильно сомневаюсь, что там все настолько сказочно.

Есть еще так называемые гонорары, когда фотокорреспондент получает отчисления за публикации фотографий. Здесь, опять же, все зависит от уровня издания. Где-то за публикацию фотографии на интернет-портале платят 20-30 рублей, где-то 50, но шансов увидеть свое фото в статье немного если это просто иллюстрашка, а не редакционное задание, которое вы полностью отсняли сами. За публикацию в печатном издании суммы побольше и там все зависит от формата и местоположения. Понятно, что обложка будет стоить много больше, но вот сделать фото для обложки...

Появилось чувство «остывания»? Тогда расскажу больше! В большинстве изданий сейчас мало только снимать. Экономия и не лучшее положение СМИ вынуждают сокращать штат и расходы. Соответственно, лучше отправить одного «универсального солдата», чем фотокорра и видеооператора. Посмотрите на работу Сергея Шахиджаняна в Комсомольской Правде. Его не просто так назвали «человек-оркестр».

Сергей умудряется отснять фотоматериал, а допом к нему видеоролик, да не просто ролик, а полноценное интервью, тем самым выступая и в качестве журналиста. Думаете просто? Попробуйте. Не забывайте, что у вас есть только фотоаппарат, штатив и микрофон. Нет группы поддержки в виде оператора и техников, а времени на съемку катастрофически мало.

Да, за публикацию видеоролика тоже платят! Это верно, но его сначала надо снять. Это уже не просто нажать кнопку в «ручном» режиме «P». Простите за троллинг, просто совсем недавно на мероприятии один человек объяснял, что снимает исключительно в «ручном» режиме «P», а я смущенно прятал камеру за спину и склонял голову перед мэтром.

Заблуждение не самое страшное. Этот паренек обязательно всему научится, если захочет учиться, а не красоваться перед девушками с топовой зеркалкой. Хуже, когда вот такие открывают фотошколы и начинают учить. А это тоже есть, но уже из другой книги...

Ну что, не остыли? Уже и видео сняли? Класс! Тогда переходим к третьей части Марлезонского балета. В ряде тематических изданий еще круче, кроме фотографии и видео придется еще и текстовочку писать и не просто кепшны под карточки, а полноценные заметки или статьи, ведь кроме вас на том или ином мероприятии никого не было, а посылать еще и пишущего корреспондента разорительно. Причем может случиться так, что на съемку вы потратите 2 часа, а на статью сутки или больше.

По мне так это кайф – голова не остывает, постоянно в ней крутятся какие-то мысли, фразы, темы и думать о гадостях просто нет времени и желания. Да, забыл сказать, что за текст платят гораздо меньше, но это уже дело третье. Тут вопрос нравится вам заниматься этим делом или нет. Если нет, то и большой оклад будет в тягость.

Я люблю свою работу. Я никогда не пойду к начальству с просьбами увеличить мне зарплату или заплатить за неурочный выход. Я люблю то дело, которым занимаюсь и буду им заниматься пока хватит сил. Как говорил один очень хороший человек: «Нам много не надо – на черный хлеб с икрой».

Будет тяжело в редакции – подтянем пояса; будет хорошо – получим премии. Если размышляете точно также, тогда вы правильно выбрали профессию и мы точно подружимся...

Если мыслите иначе, тогда долго не протянете если, конечно, не станете супер-модными фешн-фотографами, например. Сколько получают фотографы в глянце, работающие в студии и т. д. я не знаю, да и вряд ли я смогу работать там. Это другая специфика, в которой я не особо понимаю, да и это уже не та романтика.

Ах, да! Совершенно забыл про стоки. Это такие сайты, которые продают ваши фотографии для иллюстраций, календариков и прочих нужд. Там тоже своя специфика, но подработать можно, если будет достаточно времени. Я, например, знаю человека, который в довесок к работе штатным фотографом очень успешно использует фотобанки и получает свои 200-400 долларов в месяц.

С другой стороны, я попробовал стоки. Заниматься стоковой фотографией не хватает времени, а то, что размещаю «для галочки» продается тоже «для галочки». Может на Сникерс и хватит, но вот на булочку с маком уже нет.

Когда-то брался и за предметку, но не хватило терпения снимать одно и тоже. Ну и свадьбы конечно, денежное дело, если заказов набрать, но на все надо время. У меня времени нет – по субботам проходят самые разные мероприятия и интересы редакции всегда в приоритете. Да и снимать свадьбы хочется те, где снимаешь интересных тебе людей, получаешь удовольствие от работы, а не считаешь часы. Отрабатывать же тяп-ляп, это не уважать ни себя, ни заказчика.

Везде надо быть профессионалом своего дела, тогда и результат будет. В той же стоковой фотографии или фешн-съемке я чувствую себя злополучным «свадебным фотографом», который вчера взял зеркалку и захотел сказочных гонораров. Но у меня есть преимущество – я это осознаю...



P.S. И вообще, расскажите «лоботрясы» кто из вас сколько получает. Ведь у меня в друзьях не только штатные фотокорры и иже с ними, а еще масса толковых и грамотных фотоблоггеров, для которых фотография тоже хлеб. Делитесь, не жидитесь... )))


P.S. после P.S. Неужели вы дочитали этот бред?

Subscribe to  mryabinin

promo mryabinin november 29, 22:45 3
Buy for 10 tokens
Пока одни причитают, что эпоха дронов прошла и они перестали вызывать вау-эффект, вторые осознали их пользу для творчества и утилитарных задач. Первые увлеклись модной игрушкой, но так и не поняли, что с ней делать. Вторые научились использовать дроны для самых разных целей, превратив их в…

artempavlov November 27th, 2013
Вот я не согласен. деньги нужно получать и чем больше тем лучше. и поэтому фото для меня это больше хобби а я занимаюсь видео. на нем можно заработать больше и оно очень интересно)

mryabinin November 27th, 2013
Лишь бы "зарабатывание" приносило удовольствие как дело, а не как зарабатывание... быть может было бы круто зарабатывать 200 на фото-видео, но боюсь очень изменится отношение к профессии...

klimovs_travels November 27th, 2013
Интересно. Получается что оплачивается достойно только офисная работа

mryabinin November 27th, 2013
По сути - да...

За 30-40 в офисе можно ничего не делать, сидеть в соц-сетях, играть в он-лайн. Фотикам в газете за эти деньги надо побегать. Вон Андрей как приехал, так даже не отдохнул, сразу еще на две съемки помчался.

А зарабатывать 100-120 в фотографии практически невозможно, а в офисе можно. Если бы с должности не ушел, сейчас бы около того получал... ))) Но как-то не пожалел. Ни разу...

oibeer November 27th, 2013
у меня несколько раз покупали в журналы фоточки по 3 тыщи в какие то небольшие журналы. И как то раз попросили заменить фотографа в каком то рекламном агенстве и сфоткать несколько рекламных стендов в разных концах города, по 1000 за фото=) в итоге 4к за 4 часа) Потом звали фоткать какую то пресконцеренцию, обещали 15к за весь ворох, но не было особо желания, ибо специфики этой совсем не знаю как там фоткать нужно.

mryabinin November 27th, 2013
15 кило за прессуху?! Сейчас все "паркетники" вздрогнут... )))

e_format November 27th, 2013
Я уже давно морально готов покинуть офис и заниматься исключительно фотографией, но на это еще надо немного времени=)
Видел тут вчера цену у себя в замкадье. Вип-пакет на съемку свадьбы - 65 тыр., а судя по фото зеркалочку в руки только взяла, но видать на какой-то пафосный МК уже сходить успела=)

mryabinin November 27th, 2013
Ну и цена пока больше пафосная... VIP реальный, думаю, тянет тыщ на 200... )))

Достаточно выйти в любой парк, чтобы увидеть, как и кто снимает. Профессионалов свадебщиков сразу видно, как и полных чайников.

nickras November 27th, 2013
Занятный текст, спасибо.
Не имея отношения к профессиональной фотожурналистике, именно так себе все это и представлял. В мой голове самые богатые фотографы - свадебщики =)
Мой единственный заработок на фотографии - это 300Р за снимок для нищего издания, где "главред" автор почти всех статей! Как раз в подтверждение этого поста.

mryabinin November 27th, 2013
У меня самый большой гонорар за одно фото был 35 000 рублей, но это единственный случай и нервов он мне стоил еще тех...

ruterian November 27th, 2013
я лично не хотел бы, чтобы фотография стала моим источником заработка. иначе о творчестве сразу пришлось бы забыть. Особенно это актуально в период обработки свадебных заказов, когда после месяца сидения в лайтруме и фотошопе от фоток начинает банально подташнивать

mryabinin November 27th, 2013
Я больше рад тому, что в удовольствие снимаю и это не дает мне голодать. А все остальное - мелочи! )))

media_reporter November 27th, 2013
как много написал....
да, зарплаты в этой сфере не ахти, увы и ах..

mryabinin November 27th, 2013
Ну дык - писатель! )))

kruzenwtern November 27th, 2013
пойду в свадебный фотографы. хрен ли нам кабанам. на работе все равно не платят...

mryabinin November 27th, 2013
Во... еще один! ;)

acidgarry_photo November 27th, 2013
ох как верно все написал! респектую!

я ведь сам, до 2008 года сидел пиарщиком цать лет в неплохих конторах, на позиции директора по пиару сидел, носил хорошие костюмы, вот это все... но бля... как же я ненавидел вот это все!
офис, стол, переговоры, бумажки, откаты, пиздежь, переговоры - вечером метро спать, утром - офис. каждый день, месяц, год...

потом спасибо кризису - я на полгода остался без работы. ну ессно, запасы хорошие, тумбочка большая, жил год, но главное - я стал снимать. до этого это было хобби, а потом понеслась. ходил с коллегами на мероприятия, знакомился с ними, знакомился с редакторами... вливался в тусовку... потом пошли первые гонорары, первые контракты, потом пришел штат (где я ессно получал озвученное тобой в рамках газет). теперь, оброс клиентурой и ушел во фриланс. нормально сижу. на хлеб хватает - иногда на икру.

но главное - мне нравится текущий мой стиль жизни. никаких офисов, костюмов и бумажек. я делают то, что люблю - снимаю. пусть не всегда удается снять что-то реально интересное, куда-то поехать... пусть это в основном рутинные репортажи и евенты, но все-равно.

это моя жизнь и я ей сам распоряжаюсь. так что да, пост в тему )

Edited at 2013-11-27 12:59 pm (UTC)

mryabinin November 27th, 2013
Да, подписываюсь под каждым словом. Сидишь в офисе, смотришь в окно и завидуешь тем, кто сейчас может двигаться любым противолодочным зигзагом, а не протирать штаны. А когда еще работа не радует, то вообще...

А тут да. Денег нет столько, но есть любимое занятие. А когда еще бывают моменты, что хватает на пиво с икрой, то вообще рай.

Кстати, о пиве... ;) И магнитиках... )))

e766tx November 27th, 2013
От жеж накатал то, но я честно осилил. Блин у нас в конторе оклады меньше чем у фотокора в районной газете ))
Вообще постоянно я фотографией не зарабатываю, но худо бедно старая камера себя окупила дала возможность и новой окупится, ну то есть по сути самоокупаемое хобби, ну и на пивко иногда остается ))
Сейчас уже тему подобных съемок "съел" и стало скучно. Как денег срубить с тревел фоток пока не придумал(((

acidgarry_photo November 27th, 2013
я тревел лью в фотобанки и в фотоагентства на роялти. они там сами как-то продаются постоянно, а мне каждый месяц оплачивают они сотовую и интернет )

urisan November 27th, 2013
А я дочитал. И по теме нечего сказать. Я снимаю, мне нравится, и даже не фулл-фрейм еще :)

mryabinin November 27th, 2013
А вот главное нравится! Все остальное фигня... вот если бы фотоаппарат только как средство зарабатывания, тогда было бы хуже.

myroad November 27th, 2013
Дочитал до конца :) Одно время снимал свадьбы друзей за почти даром (последний раз свадьбу сестры), символические конфеты и шампанское максимум, что получал. Тока я после 8 часов с фотиком был выжат, как загнанная лошадь, а ведь это еще все обработать и отдать... В общем, фотодело не мое, только для отчетов пару акшенов переделал под себя и больше неохота ничему учиться тратить на это время :)

mryabinin November 27th, 2013
Аха... А когда снимаешь репортаж и его надо быстро слить в обработанном виде, а еще текст написать?! Да лаааааан, это же весело! )))

Не, ну тяжко, но...

muph November 27th, 2013
собственно, еще с год назад планировал валить из офиса на фотохлеба, но у меня довольно свободное посещение этого самого офиса (с 2 дня до 5 вечера), поэтому прочувствовав, что заработки с фотографии довольно зигзагообразные, а у меня жена в декрете и 2-годовалая дочь, одумался. хожу в офис и периодически что-то снимаю.

но тут следует сделать акцент на том, что я снимаю в основном виртуальные туры, и в этой сфере иногда можно хватануть мощный заказ и ковырять его пару месяцев ночами-вечерами.

PS про чудо офис не спрашивай - долгая история в 12 лет)

mryabinin November 28th, 2013
Вольные хлеба больше для несемейных, все-таки... когда дети, тогда эти самые зигзаги уже не совсем подходят.

о свадебной фотографии

unlimmobile November 27th, 2013
очень интересное наблюдение: гонорар свадебного фотографа в разных регионах за стандартный свадебный день жестко равен средней месячной З/П в этом регионе. Причем именно реальной, а не той, которая берется из статистики.
PS очень сильно умиляют шмастер-классы от майведовца ласло габани, в которых говорится как очередной курсант начал брать за свадьбу 150-200 тыс. рублей, и если заплатить за этот шмастер-класс - он расскажет, как этому научиться )))

Re: о свадебной фотографии

mryabinin November 28th, 2013
Так ведь большая часть свадебных относится к съемке именно: я сниму, потом две недели буду обрабатывать, потом отдавать. Значит надо взять размер зарплаты...

Страшно, что профессионалов в этом деле очень мало.

А майвед вообще смешное место в последнее время стало.

evil_power November 28th, 2013
Мне кажется, что во многом миф о якобы высокооплачиваемой работе фотографа исходит от того, что клиенты, которые платят за это деньги, не понимают, какая работа за этим стоит. К примеру, если недорогой фотограф может запросить одну или две тысячи рублей за час съемки, то клиенты могут подумать "ну нифига себе они берут за час работы!". Но я-то понимаю, что то, что я за час нащелкаю, я потом целый день обрабатывать буду, так что это получается тысяча рублей не за час, а за целый день. Есть фотографы, которые снимают так, что обрабатывать потом почти не надо, но я снимать так пока не умею. Вот они-то, видимо, и зарабатывают много. Но все равно, я - перфекционист, и никогда не буду работать быстро. Пока не выжму из материала все, что возможно - не остановлюсь. Дело принципа. :о)

mryabinin November 28th, 2013
Я всегда рассказываю заказчику, за что беру деньги и как сумма оправдывается работой.
Если клиент меня будет убеждать, что я считать не умею, значить он идет искать другого.
Бывают правда случаи, когда обращались люди, которые сразу честно говорили, что могут заплатить вот столько-то... При этом не просили ничего, все на мое усмотрение и фотографии в любом виде на диск. Если люди при этом были приятные, я соглашался. Естественно фото обрабатывал настолько, чтобы не было претензий. Если взялся - должен сделать нормально.
А вот снимать стараюсь так, чтобы ничего потом серьезно не делать. Это уже давно понятно стало, что так свое время сильно экономишь.

?

Log in

No account? Create an account