bread

КОЧЕВАЯ ЖИЗНЬ

Путешествия, автомобили, гаджеты и интересные факты...


Previous Entry Share Next Entry
red

Фотообразование: сравнение несравнимого...

Сегодня волею судеб я оказался на «Винзаводе» на показе работ выпускников фотошколы Сергея Максимишина.

Здесь стоило бы поставить многоточие и закончить, но думаю стоит объясниться и это непременно будет полезно ищущим и желающим получить чуть-чуть профильных знаний в области фотографии и фотожурналистики.


Здесь и далее использованы мои фотозарисовки с учебы на Журфаке МГУ и к Школе Визуальных Искусств отношения не имеют.

Дальше следует много текста и размышлений...

Итак, в качестве пролога спешу признаться, что не считаю и на считал себя талантом и звездой, и все мои досужие размышления будут основаны исключительно на личном мнении и личном опыте обучения на Кафедре фотожурналистики и технологий СМИ (бывш. техники газетного дела и средств информации) Факультета Журналистики МГУ им. Ломоносова.

Не токма мультимедиа но и...

Не буду называть имен и названий работ выпускников. Пусть каждый, кто когда-то доберется до этого поста найдет чуть-чуть себя или вздохнет, что по мне этот гад не прошелся. Мои выводы будут неутешительными – для многих деньги потрачены зря. Не для всех, но для тех самых «многих», если только до этого они вообще держали в руках камеры и умели делать «модные» презентации.

Я знал, что Сергей Максимишин учит современному видению и новым трендам в СМИ. Ушедшие в глубокий интернет издания все больше хотят разнообразить контент, но как мне кажется, мультимедиа заключается не в том, чтобы научить студентов складывать вал фотографий в одно слайд-шоу, а создать некую концепцию смешанного из текста, фото и видео материала.

Что я увидел сегодня, по-моему также далеко от фотожурналистики, как мои фотографии красивых и не очень машинок. И, если в машинках кухня понятна и обусловлена графической поддержкой текстового описания, то рассказ о событии или некоей общине в виде откровенного вала фотографий «с флешки прямо на бал»... Ну не знаю.


Сергей Шахиджанян на занятиях Журфака МГУ им. Ломоносова

По моему мнению, даже уважающие себя блогеры давно научились жесткому отбору фотографий и не заливают в ленту по 30-40 снимков в беспорядочной атаке на мозг. А студенты же наверняка грезят World Press Photo, только им забыли объяснить, что на WPP принимают не более 10-15 карточек и не в виде слайд-шоу, а жестко отобранных и, главное, грамотно выложенных.

Не скажу, что все совсем плохо. Я сумел увидеть великолепные работы потерявшиеся среди кучи откровенного хлама, который по сути надо было отправить в мусорку. Если бы отобрать эти карточки и сложить отдельно, то можно было бы получить вполне достойный результат, за который не было бы стыдно и студенту, и преподавателю.


Преподаватели и гости Журфака МГУ на "Дне практики" оценивают серии студентов.

А теперь представьте себе легкую музыку, под которую идет лента фотографий очень интересного места, которое просто само просится лечь на матрицу удивительными образами, но вместо этого видим одноплановые картинки как визуально, так и по смыслу. Уже на третьей карточке начинаешь зевать, но ждешь «ударный кадр» или завершение серии чем-то выдающимся, что оправдывало бы ставший серым набор однообразия. Нет. Все зря. Зрители зевают, но хлопают, чтобы не обидеть никого...

Это не единичный случай. Это тенденция. Увы. Почему-то не удивлен, что обращение Максимишина к зрителям за вопросами и комментариями упиралось в пустоту и молчание. Кто-то спросил про сроки, кто-то про музыку, кто-то раскритиковал одну, вторую и... замолчал потому, что повторять одно и тоже уже не хватило сил.

Получается как-то совсем грустно. При том, что Сергея Яковлевича нам ставили в качестве примера, а на занятиях мы разбирали его фотографии и учились ценить хорошую фотографию.


Студенты Журфака МГУ Женя Гурко и Влад Татаринцев что-то обсуждают с Людмилой Семовой.

Почему же тогда студенты научились у него не снимать хорошие работы, а укладывать фотографии так, чтобы заполнить время, которое играет музыка в слайд-шоу?

Где отношение фотографа? Где история? Где герои? Где символы?

Чем МГУ живет порой...

Возвращаясь к своей учебе в стенах Журфака МГУ, я вспоминаю эту удивительную атмосферу, когда ты не плетешься на пару, а летишь в ожидании чего-то нового или волочишь за собой гору напечатанных снимков, чтобы из них отобрать 5, но таких, чтобы раскрыть то, что ты хотел сказать. А может и не отобрать. Может выслушать от Дмитрия Линникова или Владимира Вяткина поучительную речь, что ты снял этюд, зарисовку, но не снял «тему», а значит бери камеру и иди снова снимать.


Студент Журфака МГУ Женя Гурко на "Дне практики". Рад чему-то... :)

Такая фотожурналистика умерла? Ничуть! Такая фотожурналистика учит снимать головой, а не скоростью в 11 кадров в секунду. Это все равно, что обратиться к пленочной фотографии и механическим камерам. Когда меня кто-то просит научить фотографировать, а в итоге выясняется, что человек не постарался даже понять, что такое диафрагма или ГРИП, или еще что-то, но уже мнит себя фотографом и снимает в крутом ручном режиме «Р», я готов биться головой об стену и молить его взять в руки «Зенит» и попробовать начать снимать им.

Или 2 часа на съемку «темы». Успеваешь выбежать из универа, на ходу пытаешься сообразить, что можно и в каком направлении бежать. Бежишь, на ходу расстегиваешь кобуру, простите, кофр. Делаешь кадр. Летишь назад. Сдаешь. Сдал...

Не сдал! Сидит «злой» Дмитрий Дмитриевич и ехидно щурится: «Михаил, ну ты же в профессии. Что ты принес?! Иди и сделай работу заново. Время еще есть». И ты идешь. Злишься потому, что кто-то сдал зачет закрыв его карточкой может и более слабой, а тебе припомнили работу в газете «добрым словом».

Сергей Шахиджанян когда-то вспомнил, как в одной из командировок снимал репортаж о некоем событии и в суете не снял место, где это все происходит. В итоге пришлось заново ехать в дальний поселок за свой счет всего лишь за одним-двумя кадрами, чтобы репортаж был полным. И это тоже урок. Урок нам всем.


"Смотрю, а снял то не все... покупаю билет и еду в тьму-таракань за свой счет. За одним кадром..." С. Шахиджанян в МГУ

Я не буду обращаться к первой главе. Это совершенно разные подходы к выполнению задачи. Снять все и снять историю. Снять набор картинок, даже в идеальном исполнении, и снять отношение автора к происходящему. Снять то, что надо объяснять и снять то, что понятно на уровне инстинкта. Это надо впитать, выучить, научиться. Этому должны научить. Это надо понять и принять. Тогда будет толк.

Я еще не научился. Мне только дали пинка и выгнали с Журфака, пусть и с оценкой отлично. Дальше сам... будут вопросы – обращайся. И я стараюсь. Иду вперед. Обращаюсь.

Сейчас я вспоминаю Добрым Словом всех учителей. Когда снимаю – вспоминаю. Когда отбор делаю – вспоминаю. Потом выбрасываю карточки в мусорку и снова вспоминаю. А раньше бы выложил все кучей и считал бы дни до вручения Пулитцера.


"Ты понял, что он принес? Я - нет!" (шутка). А. Касперович и В. Вяткин на защите студентов Журфака МГУ.

Каждый раз повторения, напоминания о чем-то до скрежета зубов. Хочется выкрикнуть, да вы все это говорили уже и не раз. Мы помним! Ан нет, пусть напоминают. Пусть напоминают и сейчас, когда вижусь, когда появляется шанс пообщаться с бывшими преподавателями.

Лирика, но в лирике есть доля правды. Пусть в МГУ тоже не все гладко и программа не отработана идеально. Я бы назвал ее и кривоватой в ряде случаев. Я даже считаю, что ожидал большего в плане требований и поставленных задач, но как выяснилось, задачи ты ставишь себе сам. Если задача научиться чему-то, значит сделаешь это и будешь учиться дальше, ставя себе новые и новые задачи. Если нет, то без разницы, где ты учишься, у Максимишина или у Вяткина – толка не будет...

Пусть меня научат...

Куда пойти учиться? Я не учился у Максимишина и не могу сказать, насколько Сергей Яковлевич подправляет отношение к профессии. Возможно я увидел вершину айсберга, которая совершенно не говорит о том, что в головах. Но я вижу то, что студенты принесли на всеобщее обозрение. Я вижу то, что показывают гостям. А я еще стеснялся показать свои серии и считал их бездарными...


"Сейчас мы будем учиться снимать крутые инстаграмки". С. Шахиджанян на занятиях Журфака МГУ.

Сейчас мир изменился. Если идти работать в PR, то учение Сергея Максимишина аукнется большими плюсами. Еще бы, взять вал качественных фотографий и сделать из них красивое кино с бэк-вокалом и речитативом. Совет директоров будет в восторге от такой презентации завода или новой модели ВАЗа.



Простите, но фотожурналистики я там не увидел. Фотожурналистике вообще невозможно просто взять и научить. Но где-то могут дать толчок к дальнейшему совершенствованию, а где-то нет. Самое страшное, что завтра все студенты будут ходить с дипломами фотожурналистов и мне это сразу напомнило «золотой век юриспруденции», когда в любом кулинарном колледже начали готовить «адвокатов».

Вам важно мое мнение? Идите учиться в МГУ. Достаточно назвать имена преподавательского состава: Вяткин, Донской, Линников, Шахиджанян, Киврин, Белянчев, Трубников, Бакулин, Семова, Ворон, Сулейменов, Горбачев, Мец, Касперович, Газанжиев...


"И вообще, думайте своей головой. Она находится вот тут..." С. Шахиджанян на занятиях Журфака МГУ

Еще нужны комментарии?


Subscribe to  mryabinin

promo mryabinin december 22, 19:01 22
Buy for 10 tokens
Каждый раз взирая на термометр, я тщетно пытаюсь понять, где это обещанное правозащитниками дикой природы глобальное потепление. Может быть, поэтому меня все больше стали увлекать не современные компьютеры на колесах, напичканные электроникой и потре​**яющие «мочу» вместе с соляркой для…

  • 1
iandreyp February 9th, 2014
Прав. +1

mryabinin February 9th, 2014
Мы сегодня вчетвером сидели и у всех как под копирку мнение. Даже обидно за ребят-студентов стало, что все вот так...

artempavlov February 9th, 2014
А можно никуда не идти учиться? или это обязательно нужно делать? как ты считаешь?

mryabinin February 9th, 2014
Скажем так, что пошел учиться только из-за бумажки. Для одного проекта она должна была быть.
Сейчас понимаю, что пошел не зря и с удовольствием пошел бы дальше учиться...

artempavlov February 9th, 2014
Ну вот ты считаешь что такие знания самому нельзя было получить? там реально что-то узнал новое и что-то перевернулось в голове. Просто есть фундаментальные высшие образования. а тут это реально много знаний или в первую очередь образовательная услуга?

mryabinin February 9th, 2014
Никакие книги не заменят живого общения с преподавателями. Начиная поучительными историями и заканчивая практическими советами, когда разбираешь с ними свои серии и кадры.

Я книг перечитал тонну, но учебу считаю самым полезным приобретением... Много знаний. Мало заставляют читать, хотя приходилось и читать и разбирать, и даже рецензии писать.

e766tx February 9th, 2014
Таки фото школа какой наклон имеет изначально?
Фотография это наверное ближе к искусству а вот в слове фотожурналистика я бы журналистику поставил на первое место. Первоочередной должна быть история а фотографии ее должны рассказать.

mryabinin February 9th, 2014
В конце половины показов фигурировала Фотожурналистика!
Другая половина вообще никак не фигурировала... :)

dervishv February 9th, 2014
Интересно, я бы тоже поучился.

mryabinin February 10th, 2014
Учиться никогда не поздно. ИМХО
Это было весело и интересно.

melnikov_a February 9th, 2014
Больше всего в этом бесит то, что потом такие люди приходят куда-то устраиваться и говорят, а меня учил САМ (подставить гуру)... и их берут... берут только за то, что учил САМ... У меня самого есть несколько примеров абсолютно бездарных кнопконажимателей, зато с корочками... Считаю что после таких курсов надо давать бумагу "прослушал курс" и не более, не научился, а именно прослушал... И в то же время у меня есть много примеров, когда человек стремился любыми способами научиться, совершествоваться, быть лучше в своей области... и даже без курсов это вполне возможно...
А насчет пообщаться и обсудить карточки, не знаю как в других сферах, но у нас в спорте достаточно пораньше дойти до мероприятия и спокойно пообщаться с гуру) Они с удовольствием расскажут и покажут, особенно когда видят что кто-то действительно интересуется))

mryabinin February 10th, 2014
Согласен! Сколько людей, которые снимают великолепно и не имеют никакого профильного образования.

В принципе, я снимал уже очень давно и пошел учиться с надеждой, что у меня в голове наведут порядок. Получилось, что не просто навели порядок, а некоторые вещи вообще перевернули.

golovach February 9th, 2014
" на уровне инстинкта. " или это у тебя есть, или нет ;-) учится это прекрасно, но что то должно быть внутри. Это как и у нас в дизайне, видеть то, что не замечают другие достигается только огромной практикой.

Ps. Отличный текст Миш, спасибо.

mryabinin February 10th, 2014
Рад, что понравилось. Согласен. И в дизайне, также. Да в любой творческой профессии.

kruzenwtern February 10th, 2014
ээээ... мммм... нуууу....

mryabinin February 10th, 2014
ииии?

kruzenwtern February 10th, 2014
1. не близко.
2. 99.99% курсов по фотографии=вытягивание бабла.

muph February 10th, 2014
что же делать живущим за мкадом?
к нам с мастерклассами только свадебщиков возят. и то иногда.
хотя вру... один раз Косенко привозили, а я не пошёл.

mryabinin February 10th, 2014
За МКАДом это где? Я вроде как тоже уже давно не в Москве живу, но ездил. Через день катался в институт на электричке и поздно ночью возвращался.

muph February 10th, 2014
в Воронеже)

mryabinin February 10th, 2014
Да, в регионах сложнее... тут соглашусь. У нас ребята учились из Самары, им помогли с общежитием. А вообще знаю одного товарища, у которого своя "фотошкола" в регионе, хотя сам еще толком не выучился... тут беда полная.

zizis February 10th, 2014
Ты про это? http://art.photomap.ru/?p=3054
Ты сравниваешь несравнимое. У Максимишина коммерческие курсы, 16 (шестнадцать!) занятий! 48 тысяч за восемь месяцев. А теперь расскажи про свой график обучения и стоимость :)
О чем ты вообще?

mryabinin February 10th, 2014
Ну Максимишин же тоже фотожурналистике учит... и ты, скорее всего, не то посмотрел. Про что я говорю занимает у него 8 месяцев. Мы учились примерно столько же. Чуть побольше.
Учился три дня по вечерам в будни и полную субботу, а по воскресеньям мотались по городам и весям с Трубниковым. Было здорово..

kanysheva February 10th, 2014
Ниче себе... А у нас то... 4 раза в неделю + выезды.

mryabinin February 10th, 2014
Да, извини... действительно, это они и есть.

nkorolev February 10th, 2014
Очень приятно прочесть статью, которая критична, но не агрессивна, больше о пользе, чем о критике!
Спасибо, Михаил.

mryabinin February 10th, 2014
Рад, что понравилось. Ругать не хотел. Так как не знаю, может Максимишин и не учит тому, чего я ждал, а учит именно правильно подавать. Если так, что с подачей у ребят было все супер. И текстовки, и музыка, и слайд-шоу... Но не фотожурналистика.

Ответ от Максимишина

kanysheva February 10th, 2014
https://www.facebook.com/sergey.maximishin?hc_location=timeline Ответ от Максимишина
Третий пост сверху.

Re: Ответ от Максимишина

mryabinin February 10th, 2014
То, что Сергей Яковлевич это примет близко к сердцу я не сомневался.
Это еще другого уважаемого фотожурналиста не было. Он, я думаю, в выражениях бы не стеснялся и С.Я. это прекрасно знает.

Я высказал свое мнение. Если С.Я. это не нравится, то мог бы приходить к нам в МГУ на дни практики и высказывать свое мнение, но к нам он не приходил... и меня не критиковал... и других не критиковал...

При всем уважении к Максимишину как к человеку и фотографу! Он сам действительно очень талантливый фотограф. Может быть и талантливый учитель, а я такой болван этого увидеть не смог...

Edited at 2014-02-10 09:05 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account