Михаил Рябинин (mryabinin) wrote,
Михаил Рябинин
mryabinin

Про сказочные зарплаты фотографов... :)

С некоторых пор пребываю, так сказать, в легкой прострации. Откуда растут ноги моего внезапного психического расстройства рассказывать не буду, но суть поясню. Все дело в том, что даже некоторые фотографы, так или иначе работающие в профессии, не представляют реальных доходов фотокорреспондентов, фотожурналистов и вообще нажимающих коллег представляя их где-то в районе 200 000 в месяц. Если постараться...



Мне сразу вспоминаются первые слова уважаемого мной Сергея Шахиджаняна на первом занятии со студентами Журфака МГУ: «Если вы хотите стать известными и богатыми, то вы выбрали совершенно неправильный факультет. Берите свои фотоаппараты и бегите из профессии пока не поздно». Жестко, но справедливо. А ведь выходит, что бытуют совершенно отличные мнения...

Откуда ноги растут понятно. Однажды я присутствовал на лекции одного свадебного фотографа, который отвечал на вопросы страждущих секретов конкурентов, недавно пришедших в профессию.
– Сеньор Фотограф, – вопрошали из зала, – а зачем вы так много «нажимаете», ведь ресурс затвора не вечен и надо его беречь?
– Воистину справедливо! – отвечал он. – Вопрос лишь в том, что за съемку я называю сумму, которая оправдывает стоимость моей камеры, соответственно, о затворе мне приходится думать уже гораздо меньше.

Я оказался на лекции волею случая и ожидал встречи со следующим докладчиком, моим преподавателем фотожурналистики в прошлом, поэтому вопросы свадебной фотографии волновали меня гораздо меньше, чем внимательное рассматривание зрителей в зале. О! Это было что-то, скажу я вам...

Вы не представляете, КАК загорелись глаза у некоторых из присутствующих, которые сейчас же представляли себя на следующей съемке, которая позволит за один раз сменить зеркалку начального класса на достойный Canon 1DX или Nikon D4 с соответствующим статусу крутого свадебного фотографа объективом.

Эти некоторые уже что-то писали в своих блокнотах и усердно фотографировали докладчика, видимо для того, чтобы использовать его лик в качестве оправдания разочарования, которое постигнет их при первой попытке назвать заказчику ту самую «волшебную» цифру, которая правильно оценит их труд: «Но он же может...».

Почему-то я сомневаюсь, что вот такое выступление было одно и этот уважаемый человек был первым кто выступил перед армией домохозяек и офисных служащих, которые возненавидели быт и планктонообразное состояние захотев в один миг романтики и приключений, при этом мечтая о признании не меньшем, чем господина Картье-Брессона ну, и не голодать, собственно, тоже.

При этом спроси у них, кто такие Павел Кривцов, Владислав Киврин, Владимир Вяткин, не говоря уже о более глубоком уходе в историю, они не ответят. В лучшем случае есть Брессон, потому что о нем все говорят; есть Родченко и его именем названа фотошкола и есть Уорхол... «ну это же должен знать любой современный фотограф. Это же прорыв!». А главное есть концептуальная фотография, которой можно прикрыть любой позор и выдать его за чистую монету.

Что-то я разошелся. Нет, я не ругаю тех, кто хочет сменить профессию или взял в руки фотоаппарат. Чем больше людей фотографирующих, тем сильнее конкуренция, а значит сильнее стимул идти вперед и соперничать. Да и просто для души снимать можно и нужно.

Фотография – великое изобретение человечества. Это волшебство, которое пленит, с тех самых юношеских бессонных ночей у фотоувеличителя и заканчивая сегодняшним днем когда просматриваешь съемку и пинаешь себя в зад: тут поленился, тут скосячил, а вот тут не доделал. « Уж в следующий раз обязательно...».

Друзья и коллеги прочитают ровно до этого абзаца. Кто-то посмеется, кто-то задумается, кто-то покивает головой. Дальше читать не будут потому, что там я расскажу, сколько реально зарабатывает фотожурналист и что надо сделать, чтобы заработать больше.

Они – коллеги, это знают на собственной шкуре, а вот некоторым начинающим стоит почитать и подумать, может оставить фотографию как хобби?! Ведь я когда-то тоже сидел в кабинете с неплохими перспективами в денежном эквиваленте. Но лично для меня и многих моих друзей лучше бежать на поезд, чтобы где-то там отснять заветные пару кадров под проливным дождем, чем ехать в дорогом костюме по московским пробкам домой, чтобы завтра все повторялось вновь и вновь. Так что менять деньги на романтику и довольно тяжелый труд, возможно, не у всех входит в планы, а соответственно, еще не поздно...

Итак, какова реальная зарплата фотографа?! Естественно, я не буду брать в пример мировой ТОП-100. Их позиции могут быть мечтой для начинающих, но добраться хотя бы поближе смогут не единицы, а единицы из тысяч единиц, если соотнести их с количеством фотографирующего народа.

Так вот, фотокорреспондент в небольшой газете получает 15-20 тысяч рублей в месяц. Не верите, сходите в отдел кадров вашей районной газеты. Я удивлюсь если там зарплаты выше этой суммы. При этом не всегда у фотокорра есть редакционная аппаратура!

Газеты и журналы покрупнее уже могут предложить фотику что-то в районе 30-40 тысяч рублей в месяц, но надо понимать, что и бегать придется гораздо больше и гораздо дальше. Здесь, чаще, фотоаппарат вам дадут и своя камера останется в запасе, но и попасть на работу будет сложнее.

В агентствах я не работал, так что назвать вам уровень окладов там не смогу. Думаю, что в комментариях коллеги раскроют эту великую тайну, но сильно сомневаюсь, что там все настолько сказочно.

Есть еще так называемые гонорары, когда фотокорреспондент получает отчисления за публикации фотографий. Здесь, опять же, все зависит от уровня издания. Где-то за публикацию фотографии на интернет-портале платят 20-30 рублей, где-то 50, но шансов увидеть свое фото в статье немного если это просто иллюстрашка, а не редакционное задание, которое вы полностью отсняли сами. За публикацию в печатном издании суммы побольше и там все зависит от формата и местоположения. Понятно, что обложка будет стоить много больше, но вот сделать фото для обложки...

Появилось чувство «остывания»? Тогда расскажу больше! В большинстве изданий сейчас мало только снимать. Экономия и не лучшее положение СМИ вынуждают сокращать штат и расходы. Соответственно, лучше отправить одного «универсального солдата», чем фотокорра и видеооператора. Посмотрите на работу Сергея Шахиджаняна в Комсомольской Правде. Его не просто так назвали «человек-оркестр».

Сергей умудряется отснять фотоматериал, а допом к нему видеоролик, да не просто ролик, а полноценное интервью, тем самым выступая и в качестве журналиста. Думаете просто? Попробуйте. Не забывайте, что у вас есть только фотоаппарат, штатив и микрофон. Нет группы поддержки в виде оператора и техников, а времени на съемку катастрофически мало.

Да, за публикацию видеоролика тоже платят! Это верно, но его сначала надо снять. Это уже не просто нажать кнопку в «ручном» режиме «P». Простите за троллинг, просто совсем недавно на мероприятии один человек объяснял, что снимает исключительно в «ручном» режиме «P», а я смущенно прятал камеру за спину и склонял голову перед мэтром.

Заблуждение не самое страшное. Этот паренек обязательно всему научится, если захочет учиться, а не красоваться перед девушками с топовой зеркалкой. Хуже, когда вот такие открывают фотошколы и начинают учить. А это тоже есть, но уже из другой книги...

Ну что, не остыли? Уже и видео сняли? Класс! Тогда переходим к третьей части Марлезонского балета. В ряде тематических изданий еще круче, кроме фотографии и видео придется еще и текстовочку писать и не просто кепшны под карточки, а полноценные заметки или статьи, ведь кроме вас на том или ином мероприятии никого не было, а посылать еще и пишущего корреспондента разорительно. Причем может случиться так, что на съемку вы потратите 2 часа, а на статью сутки или больше.

По мне так это кайф – голова не остывает, постоянно в ней крутятся какие-то мысли, фразы, темы и думать о гадостях просто нет времени и желания. Да, забыл сказать, что за текст платят гораздо меньше, но это уже дело третье. Тут вопрос нравится вам заниматься этим делом или нет. Если нет, то и большой оклад будет в тягость.

Я люблю свою работу. Я никогда не пойду к начальству с просьбами увеличить мне зарплату или заплатить за неурочный выход. Я люблю то дело, которым занимаюсь и буду им заниматься пока хватит сил. Как говорил один очень хороший человек: «Нам много не надо – на черный хлеб с икрой».

Будет тяжело в редакции – подтянем пояса; будет хорошо – получим премии. Если размышляете точно также, тогда вы правильно выбрали профессию и мы точно подружимся...

Если мыслите иначе, тогда долго не протянете если, конечно, не станете супер-модными фешн-фотографами, например. Сколько получают фотографы в глянце, работающие в студии и т. д. я не знаю, да и вряд ли я смогу работать там. Это другая специфика, в которой я не особо понимаю, да и это уже не та романтика.

Ах, да! Совершенно забыл про стоки. Это такие сайты, которые продают ваши фотографии для иллюстраций, календариков и прочих нужд. Там тоже своя специфика, но подработать можно, если будет достаточно времени. Я, например, знаю человека, который в довесок к работе штатным фотографом очень успешно использует фотобанки и получает свои 200-400 долларов в месяц.

С другой стороны, я попробовал стоки. Заниматься стоковой фотографией не хватает времени, а то, что размещаю «для галочки» продается тоже «для галочки». Может на Сникерс и хватит, но вот на булочку с маком уже нет.

Когда-то брался и за предметку, но не хватило терпения снимать одно и тоже. Ну и свадьбы конечно, денежное дело, если заказов набрать, но на все надо время. У меня времени нет – по субботам проходят самые разные мероприятия и интересы редакции всегда в приоритете. Да и снимать свадьбы хочется те, где снимаешь интересных тебе людей, получаешь удовольствие от работы, а не считаешь часы. Отрабатывать же тяп-ляп, это не уважать ни себя, ни заказчика.

Везде надо быть профессионалом своего дела, тогда и результат будет. В той же стоковой фотографии или фешн-съемке я чувствую себя злополучным «свадебным фотографом», который вчера взял зеркалку и захотел сказочных гонораров. Но у меня есть преимущество – я это осознаю...



P.S. И вообще, расскажите «лоботрясы» кто из вас сколько получает. Ведь у меня в друзьях не только штатные фотокорры и иже с ними, а еще масса толковых и грамотных фотоблоггеров, для которых фотография тоже хлеб. Делитесь, не жидитесь... )))


P.S. после P.S. Неужели вы дочитали этот бред?

Tags: my, фотографическое
Subscribe
promo mryabinin march 29, 13:10 4
Buy for 10 tokens
За неделю пришло два вопроса про Olympus E-M1 Mark II и оба про шумность кропнутой матрицы, причем сравнивают не с ФФ, а с менее кропнутыми матрицами зеркалок и беззеркалок. Пора разобраться, откуда пошла вообще эта тема с "шумной матрицей" и так ли это важно конкретно для вас...…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →