Про шумы и кропнутую матрицу

За неделю пришло два вопроса про Olympus E-M1 Mark II и оба про шумность кропнутой матрицы, причем сравнивают не с ФФ, а с менее кропнутыми матрицами зеркалок и беззеркалок. Пора разобраться, откуда пошла вообще эта тема с "шумной матрицей" и так ли это важно конкретно для вас...

Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko 12-40mm f2.8 Pro

Для начала пример выше. Я помню этот рассвет, когда сделал кадр из окна автомобиля во время движения. Атмосфера была такая волшебная, но фото ее совершенно не передавало. Потом поигрался в фотошопе и получил ту картинку, которая мне лично нравится. Субъективно, конечно, но все же.

Итак, на заре цифровой фотографии фотобренды начали гонку вооружений, чтобы доказать, что они круче конкурентов и выпустили еще более крутую камеру. Вспомните, все тесты были завинчены на чистоту кадра до определенного ISO, а в характеристиках звучало: "максимальное ISO увеличено до невероятных...".

В гонку вооружений включились все, включая большинство фотографов и редакций. Одни, извиняюсь, пускали слюну на идеально чистые картинки, а вторые устанавливали требования, которые априори никому не были нужны, за исключением рекламы и глянцевой фэшн-индустрии. Но мода есть мода и даже мизерные редакции интернет-журналов продолжали требовать "чистые" картинки, а не это шумное говно.

Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko 12-40mm f2.8 Pro

А потом наступил момент, когда многие европейские, американские и азиатские фотографы (в первую очередь) устали от вылизанной картинки и ударились в ретро. Кто в Ч/Б, кто в олдскульные цвета, кто вообще начал сканировать и накладывать зерно с различных пленок и аналоговые артефакты.

В России же, до сих пор на форумах обмусоливается тема шумности матрицы, особенно на высоких ISO. При этом многие фотографы забывают, что есть понятие шума, а есть разваливающаяся картинка, хотя и последняя при определенных обстоятельствах может сыграть в плюс. Другой вопрос, кому и зачем нужна "чистая" картинка? Для каких целей? Фотография не станет хорошей, если она идеальна технически и не более...

Тут хорошо бы привести пример одного снимка Сергея Шахиджаняна, который празднует рождение ребенка и этим хочу его поздравить с пополнением. Так вот, однажды он сделал кадр первого допроса Михаила Ходорковского, который технически, по меркам современных топодрочеров, абсолютно провальна. Однако этот кадр несколько раз обошел шарик по кругу и, получается, что техника совершенно не главное, в некоторых случаях.

Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko 12-40mm f2.8 Pro

Теперь про шумы. У меня есть несколько камер, начиная полной матрицей и камерой топ-класса, заканчивая кропнутой "дальномеркой". Выбирая ту или иную камеру я, прежде всего, руководствуюсь условиями, в которых предстоит снимать и тем, что мне предстоит снимать. Тащить на прогулку тяжелую зеркалку или ехать в путешествие с одним легким рюкзаком и тащить с собой два-три объектива для фулфрейма, для меня дикость.

В большинстве условий беззеркалка снимает не хуже, чем фулфреймовая зеркалка. В сумерках, естественно, полная матрица пока еще дает более хорошую картинку. Вопрос, что такого мне надо снимать в сумерках, с чем не может справиться кроп и ради чего надо тащить с собой лишний вес и габарит? Если ответ на это есть, тогда да — гоу ту фулфрейм энд топ кэм.

Впрочем, фото внизу демонстрирует, на что способна современная беззеркалка. Фото снято в помещении, при тусклом искусственном освещении, в сельском музее. Диафрагма f4 (объектив M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro), ISO3200 (камера Olympus OM-D E-M1 Mark II), выдержка 1/60 сек. Карточку можно спокойно печатать в глянце, хотя это всего лишь кроп с кропа. Оригинальное фото больше примерно в 1,5 раза.

Olympus OM-D E-M1 Mark II + M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Я отношу себя к тем, кому надоели вылизанные картинки, хотя для публикаций я все же использую именно их, если это не публикации в личном блоге, где я могу творить все, что захочу. Современная беззеркалка уже способна выжать сок из любой ситуации, особенно со светосильной оптикой f2.8 и больше, а для того же Олика появился парк оптики с f1.2, например.

Итого, для меня лично все зависит от настроения. Когда оно протестантское, то я включаю пару созданных пресетов и убиваю в картинке детали в тенях, а еще и добавляю побольше имитации пленочного зерна. Кстати, в некоторых условиях и при высоких ISO беззеркальная камера выдает картинку, в которой присутствует вполне приемлемый для этих целей шум, больше похожий на зерно, а не на цифровой цветовой шум или цифровые артефакты на изображении. Впрочем, зеркалка тоже...

Мораль сей басни проста: Перестаньте уже сутки напролет сравнивать RAWы, спрашивать всех подряд и пытаться выбрать камеру не по нужным вам функциям и комфорту работы с ней, а по навязанным маркетологами характеристикам, которые вам возможно не нужны вовсе. Большинство современных кропнутых камер давно обогнали фулфреймовых старичков и способны на многое. Выбирайте исходя из бюджета и того, как камера лежит в руке. И это... 

Получайте удовольствие от фотографии, а не от фетиша ее выбора!

Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko 12-40mm f2.8 Pro


promo mryabinin march 29, 13:10 4
Buy for 10 tokens
За неделю пришло два вопроса про Olympus E-M1 Mark II и оба про шумность кропнутой матрицы, причем сравнивают не с ФФ, а с менее кропнутыми матрицами зеркалок и беззеркалок. Пора разобраться, откуда пошла вообще эта тема с "шумной матрицей" и так ли это важно конкретно для вас...…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.